Accessibility Tools

Attention, students!

All classes are canceled due to the epidemiological situation

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 

1

Наименование субъекта Российской Федерации

Иркутская область

2

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей Усть-Кутского муниципального образования

3

ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности

Шерстяникова И.В., директор МОУ Лицея УКМО;

Калабугина Т.Н., зам. директора по НМР МОУ Лицея УКМО

4

Полное название программы (методических материалов)

Программа летнего профильного оздоровительного лагеря детей «Лето на Севере»

5

Выбранная комбинация (в соответствии с Положением)

программа специализированных (профильных) лагерей, детских лагерей различной тематической направленности

6

Целевая группа (возраст детей и специфика Программы (конкурсных материалов)

5-9 классы, (11- 15 лет), эколога – биологическая направленность

7

Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес участника Конкурса

666787, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Советская, 113, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Программа летнего профильного оздоровительного
лагеря «Лето на Севере» Муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Лицея УКМО

 Пояснительная записка

В 2002 году в общеобразовательном лицее г. Усть-Кута был запущен проект «Создание многопрофильного образовательного центра для одаренных детей малого города в структуре Лицея», в рамках которого начал свою работу летний профильный лагерь для одаренных детей «Лето на Севере». В 2017 году нашему лагерю исполнилось 15 лет. За это время летняя профильная школа была проведенаво многих интересных местах Иркутской области. По итогам работы лагерных смен лицеистами было написано огромное количество научно-исследовательских работ о природе родного края. Учащиеся лицея результативно выступали с ними на конференциях разного уровня: «Шаг в будущее», «Исследователь природы», «Первые шаги в науку», «Юность. Наука. Культура», «Исследователь природы Восточной Сибири». В 2017 учебном году наша ученица Екатерина Зырянова со своей работой «Лекарственные растения Восточной Сибири и северного Китая», которую она перевела на китайский язык, заняла первое место на НПК «Шаг в будущее» и получила грант от правительства Китайской Народной Республики на бесплатное обучение в Харбинском медицинском университете. Каждый год ребята, которые обучались и отдыхали в нашем профильном лагере, успешно поступают в медицинские, агротехнические и биологические вузы нашей страны.

Итогом работы в лагере преподавателей И.В. Шерстяниковой и В.Г. Шеленкова стал учебно-методический комплект «Живая природа Иркутской области», который сегодня,  согласно распоряжению министра образования Иркутской области №669 – мрот 20 ноября 2017 г., проходит апробацию в 28 школах области. В данный методический комплект вошла Примерная рабочая программа, учебное пособие, электронный учебник. Большинство фотографий, видеороликов, которые вошли в учебные пособия, проведены авторами во время полевых исследований в летнем лагере. Учебное пособие «Живая природа Иркутской области» получило высокую оценку Иркутского отделения Географического общества.

Награды летнего профильного оздоровительного
лагеря «Лето на Севере»

2007г. победитель областного конкурса «Лучший лагерь Приангарья»;

2011г. в конкурсе Золотая медаль Сибирской ярмарки (диплом победителя за оригинальную программу летнего профильного оздоровительного лагеря для одаренных детей «Лето на Севере»);

2013году Премия губернатора Иркутской области творческому педагогическому коллективу МОУ Лицея УКМО;

2014г. диплом победителя в международном конкурсе руководителей образовательных систем, в номинации «Внедрение перспективных форм, методов и средств оздоровительной работы».

Летние каникулы – это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной полезных увлечений и занятий, интересных знакомств. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидетьчто-то новое и удивительное рядом.

Соответственно задача оптимального сочетания образования и оздоровления в нашем лагере обозначена как актуальное и перспективное направление в «Программе развития МОУ Лицея УКМО».

Концепция организации отдыха в лагере «Лето на Севере» представляет собой неотъемлемую составляющею всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это процесс познания окружающего мира ребенком самым непосредственным, естественным образом.

Природа Иркутской области уникальна: на ее территории располагается объект Всемирного природного наследия - озеро Байкал, котороедает уникальную возможность  изучать природу родного края,  проводить совместно с детьми научно-исследовательскую работу.  Но, несмотря на свою уникальность, о. Байкал имеет огромное количество проблем экологического характера, значит, есть хорошая возможность организации волонтерского движения в защиту озера. Поэтому создание летнего профильного лагеря эколого-биологической направленности мы сочли возможным и актуальным проектом.

Эколого-биологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации лицеистов за счет включения их в конкретно-значимую природоохранную деятельность. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой. В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобретают первостепенное значение.

Воспитание, развитие и оздоровление детей и подростков в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к творческой работе тех взрослых, которые организуют их жизнедеятельность в лагере в течение всей смены. Поэтому в нашем лагере совместно с педагогами лицея образовательную деятельность осуществляют преподаватели Иркутского государственного университета по следующим направлениям:

  1. Гидробиология- Н.И. Башарова, доцент, к.б.н., гидробиолог.
  2. Энтомология - В.Г. Шиленков, завкафедрой, доцент, к.б.н., энтомолог.
  3. Ботаника и систематика – Н.В.Степанцовак.б.н. ботаник.

Участники лагерной смены имеют возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенной области знаний эколого-биологической направленности, творчества, искусства живописи в сочетании с оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и таланты, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.

На протяжении 10 лет в лагере работает изостудия «Палитра», под руководством заслуженного художника М.И. Азизова. На протяжении лагерной смены дети не только изучают природу о. Байкал и прилегающих территорий, но и учатся передавать красоту великого озера на холсте.

Три сезона вместе с преподавателями в лагере работают волонтеры из Китайской народной республики. В непринужденной обстановке, общаясь с детьми, они вместе изучают окружающий мир, но уже на китайском языке. И ученики отмечают, что сложный язык в лагере запоминается намного легче, чем во время учебного года, когда их головы загружены информацией по другим предметам учебного плана.

Новизна данной программы заключается в том, что весь период нахождения детей в лагере насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания.  На всем протяжении смены действует латентный характер помощи и поддержки детей.

Цель: Способствовать развитиюинтеллектуального потенциала детей с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Задачи:

  1. Изучить флору и фауну окрестных мест Байкала, собрать материал для дальнейших научно-исследовательских работ.Обогатить знания детей об окружающем мире, познакомить детей с волонтерским движением в защиту Байкала и принять в нем участие.
  2. Укреплять межкультурные связи между русскими, бурятами и китайцами на основе изучения языков, традиций и культур разных народов. Развивать у детей и подростков навыки общения и толерантности.
  3. Формировать привычки здорового образа жизни и безопасного взаимодействия с окружающей средой.
  4. Научить выражать окружающую действительность образным языком живописи на основе наблюдения и изучения окружающей природы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:

  • научное,
  • воспитательное,
  • художественно – эстетическое,
  • спортивно – оздоровительное.

Принципы

Программа летнего профильного лагеря «Лето на Севере» опирается на следующие принципы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

Участники программы

Смена комплектуется из учащихся 5-9 классов МОУ Лицея УКМО, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей 40 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Формы и методы

  • - тематические занятия;
  • - мастер-классы, квесты;
  • - экскурсии и походы;
  • - сбор научно-исследовательских материалов и их камеральная обработка;
  • - социальные, экологические акции;
  • - познавательные игры и викторины;
  • - спортивные игры и соревнования;
  • - театрализованные представления, фестивали;

Ожидаемые результаты

Повышения уровня экологической культуры лицеистов. Результативное участие на разного уровня олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах.  Укрепление и оздоровление детского организма. Развитие социально- адаптированной личности, конкурентоспособной в образовательном социуме.

Социально-экономическая значимость

В разные годы в лагере обучались и отдыхали дети из Казачинско-Ленского, Нижне - Илимского и Усть-Кутского районов, республики Бурятия.

В сезоне 2017 года преимущество отдавалось учащимся Усть – Кутского района. При наборе детей в лагерь учитывалась мотивация детей к обучению, преимущества при зачислении предоставлялось детям из социально незащищенных семей.

Познавательные УУД

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний разных видов растений и животных;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • приобретение навыков работы с природным материалом, холстами, масляными и акварельными красками.

Регулятивные УУД:

  • умение работать по плану, умение сверять свои действия с целью;
  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • принятие возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
  • умение добывать недостающую информацию с помощью вопросов;
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в лагере и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Этапы реализации программы

1 этап: Организационный. Включает в себя знакомство, налаживание дружеских отношений, знакомство с содержанием программы, легендой лагерной смены.

2 этап: Основной. Реализация программы включает в себя систему мероприятий и дел согласно выбранным направлениям работы для достижения поставленных целей.

3 этап: Итоговый. Подведение итогов работы.  Создание творческих исследовательских проектов. Проведение научно-практической конференции.

План работы эколога – биологической школы

Этап

Основные виды работ

Мероприятия

1 – 2 день: Подготовительный

·    Получение теоретических сведений о районе прохождения практики.

·    Ознакомление  с методиками полевых исследований.

·    Согласование  тем  научных исследований участниками лагеря

·    Работа с литературой.

·     Час Топографа (изучение территории лагеря – составление правил поведения в природе).

·     Мероприятие «Наукоград (гидробиологи, ботаники)» - выбор группы по интересам. Разработка гимна, эмблемы и девиза каждой группой.               ( Гидробиологи, Ботаники, Зоологи).

·      «Хочу все знать» - определение объектов исследования.

3 - 10день: Полевые исследования

·    Подготовка оборудования.

·    Планирование последовательности действий.

·    Проведение полевых работ, отработка методик.

·    Первичная камеральная обработка материалов.

·    Консультация научных руководителей.

·    Ведение полевых дневников.

·    Подготовка предварительных результатов своих исследований.

·     Походы и экскурсии по объектам исследования.

·     Сбор полевого материала и создание гербариев, коллекций насекомых,

      водных объектов.

·       День Ученых  - встреча с Байкальской

экологической экспедицией.

·       День Эколога –  посвящение в волонтеры, уборка берега о. Байкала.

·       Посещение лекций  и практических занятий  по своему направлению исследования.

·       День здоровья – заготовка лекарственных трав на чай (смородина, кипрей, листьев шиповника, черемухи) .

·       Мастер-класс по изготовлению мыла с лекарственными растениями.

·       Ежедневный выпуск бюллетеня «Натуралист».

·       Проведение  социологических опросов.

·       Работа  с литературой.

11 -13: Подведение итогов

·    Создание творческих исследовательских проектов.

·    Проведение научно-практической конференции. 

 

·        Практические занятия - обработка полученных результатов исследования. Набор текстов работ.

·       Оформление коллекций. Гербариев, отбор  и сортировка фотографий.

·       Работа со средствами визуализации полученной информации: фотокамерой. сканером, принтером и т. д.

·       Работа с компьютерной программой по обработке  собранных данных.

·       Проведение научно – исследовательской конференции «Байкал – Всемирное наследие ЮНЕСКО»

 

Режим работы

8.00. Подъем.

8.10 – 8.30. «Приведи себя в порядок». Гигиенические процедуры.

8.30 – 9.00. Завтрак.

9.00 - 9.30. Установочный час (30 минут слушаем, весь день работаем)

9.30 – 12.30. Занятия эколого-биологической школы (каждый отряд занимается в      соответствии с профилем: энтомологи, биологи, гидробиологи)

13.00 -13.30. Обед.

14.00 – 15.00. Подготовка к мероприятию дня.

15.15 – 16.45. Камеральная обработка материалов (работа с полевыми дневниками, укладка гербарного материала, разбор проб, оформление энтомологических сборов, др.).

17.00.  Полдник.

17.15 – 18.15. Занятия китайским языком и работа в изостудии «Палитра».

18.20 – 19.00. Купание в бассейне.

19.15. Ужин.

19.45. Мероприятие дня (культурно-досуговая  программа).

21.00 - 21.30.Вечерний костер.

21.40. Паужин.

22.30. Подготовка ко сну (баня, душ).

23.00. Отбой. 

День
Работы
смены

Циклограмма дел

Спортивно – оздоровительное

Воспитательное

Художественное

1

Утренняя зарядка.

Купание в бассейне.

Выборы органов самоуправления «Мы».

Организация дежурства в комнатах, столовой.

Музыкальный огонек  у костра «Расскажи мне о себе»

Ознакомление с проектом обучения живописи объединения «Палитра».

1. Рассказ с элементами беседы по теме: «Изобразительное искусство в жизни человека»

2.  Пленэр.

2

Утренняя зарядка.

Старт лагерной спартакиады

«День  Байкала!»

Источники наших знаний об изобразительном искусстве.

1.Наброски на свободную тему.

Практическая работа: Рисунок.

3

Купание в бассейне.

«Старые сказки на новый лад»

Знакомство с материалами для занятий изобразительным  искусством. 

1.Правила. Законы. Умение познавать мир через рисунок.

2.Рассказ о разнообразных техниках.

Практическая работа: Гуашь, масло. Рисуем пейзаж.

 

4

Утренняя зарядка.

Оздоровительные процедуры (индивидуально для каждого ребенка по рекомендации врача: купание, солнечные ванны)

Проведение квеста.

«День бурятской культуры»

Трудовой десант.

Все о графике: правила, законы, приемы.

1.Выполнение рисунка на разных основаниях; картоне, оберточной бумаге, ватмане.

Практическая работа: карандашные наброски травы, деревьев, кустов.

5

Утренняя зарядка.

Купание в бассейне.

Соревнования по футболу между отрядами.

«Вечер бардовской песни у костра»

Изображение  пятном. От точки к фигуре в пространстве. Контрасты. Линии объемного характера.

1.Изучение природного материала.

2.Бережное отношение к красоте природы  через изображение, рисунок.

Практическая работа: Рисунок, живопись (гуашь, масло, тушь)

6

Утренняя зарядка.

Оздоровительные процедуры (индивидуально для каждого ребенка по рекомендации врача: купание, солнечные ванны)

Купание в бассейне.

«День Ивана Купала»

Линия горизонта. Силуэт дерева.

1.Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

2.Развитие интереса к познанию окружающего мира через наблюдение природных явлений.

Практическая работа: Пленэр, изображение деревьев (гуашь, масло, тушь).

7

Утренняя зарядка.

Оздоровительные процедуры (индивидуально для каждого ребенка по рекомендации врача: купание, солнечные ванны)

Соревнования по волейболу между отрядами.

«День китайской культуры»

 

2. Беседа о бережном отношении к природе.

 

Изображение в объеме. Принципы ограничения пространства.

1.Работа с природным материалом, сравнение, анализ. Фактура природная:  коры, листьев, травы.

Практическая работа: Фотосессия Байкала.

8

Утренняя зарядка.

Купание в бассейне.

 

 

Первичные цвета. Цветовая гамма.

1.Цветоведение. Живописные техники.

2.Беседа. Цвета и оттенки в природе.

Практическая работа: Изображаем воду. Цвет.

9

Утренняя зарядка.

Оздоровительные процедуры (индивидуально для каждого ребенка по рекомендации врача: купание, солнечные ванны)

 

Праздник «Нептуна»

Красоту нужно уметь замечать. Природа цвета.

1.Изучение фактуры природных форм.

 2.Беседа о художниках –пейзажистах.

Практическая работа: Водный пейзаж. Перспектива воздушная.

10

Утренняя зарядка.

Купание в бассейне.

 

Монохромная живопись. Свет, цвет, форма.

1.Практическое выполнение задания отмывкой (гуашь, тушь).

11

Утренняя зарядка.

Спортивные игры

«Зоологические забеги»

 

 

Сравнительный анализ. Перспектива.

Практическое выполнение заданий: зарисовки берега, деревьев, воды. Восход солнца, закат на Байкале.

Изображение лодок на воде, парусников. Отражение в воде. Гуашь. Масло.

12

Утренняя зарядка.

Купание в бассейне.

Соревнования «Меткий стрелок»

Гала-концерт «На бис»

(Лучшие за смену)

Рисуем пейзажи.

Творческие работы на основе собственного замысла.

1.Экскурсия «Здравствуй, мир!» по берегу Байкала.

Практическая работа: Байкальские пейзажи (гуашь, масло).

 

13

Утренняя зарядка.

Купание в бассейне.

Операция «Чемоданчик»

    (сбор вещей) «Королевская ночь»

    (прощальный костер, встреча   рассвета)

Анализ работы. Обмен впечатлениями.

14

Утренняя зарядка.

 

Выпуск газеты «Советская,     113»

 

Материальная база лагеря

Лагерь располагается на туристической базе в поселке Горячинск в республике Бурятия. Для проживания детей имеются полностью благоустроенные дома. Дети проживают по 2-3 человека в комнате, где есть хорошие мягкие кровати, диваны, телевизоры, шкафы для одежды и столы для индивидуальных занятий. Построена стационарная кухня - столовая, баня, кроме того, имеются 4 душевые кабинки. В распоряжении детей есть 2 стиральные машины, навес для сушки белья. Кухня оборудована согласно требованиям СанПиНов, в распоряжении повара 3 холодильника, электрическая печь, микроволновая печь. Имеется сертифицированная скважина с питьевой водой. По приезде детей оборудуется медицинская комната, укомплектованная средствами оказания  первой медицинской помощи. Медицинское сопровождение детей в лагере осуществляет директор МОУ Лицея УКМО, которая имеет медицинское образование и сертификат специалиста, в Горячинске принимаем на работу в лагерь медицинскую сестру со всеми соответствующими документами. На территории лагеря расположен бассейн с подогревом воды.

Для проведения спортивных мероприятий имеется футбольное поле, теннисный стол, баскетбольная площадка. Спортивный инвентарь, приборы для полевых и камеральных работ, компьютерную технику ежегодно привозим с собой из лицея.

Техника безопасности

Для работников

  • Прохождение сотрудниками лагеря специального медицинского осмотра «Для работников летнего оздоровления детей».
  • Прохождение каждым сотрудником лагеря инструктажа по технике безопасности.
  • Приказ на распределение должностных обязанностей работников лагеря, закрепление за ними ответственности за жизнь и благополучие детей.
  • Ведение дневников воспитателей, в которых занесены данные о каждом ребенке (ФИО ребенка и его родителей, контактные телефоны, адреса, имеющиеся медицинские показания (аллергические заболевания, хронические болезни, предписания лечащего врача).
  • Тетрадь распоряжений по лагерю.
  • Ежедневное меню, составленное по утвержденному меню.
  • Ежедневно проводятся пробы приготовленной пищи.
  • Холодильники оснащены термометрами.
  • На кухне имеются следующие инструкции:
    - журнал здоровья;
    - журнал температурного режима холодильного оборудования;
    - санитарный журнал столовой;
    - бракеражный журнал готовой продукции

Для детей:

  1. Журнал инструктажа по поведению детей на транспорте, на воде, в походе.
  2. Всем детям поставлены прививки от клещевого энцефалита.

Финансирование лагеря

Софинансирование родительских, бюджетных и спонсорских средств.

 

We are in social networks

Join our official pages on social networks, there you will find a lot of interesting things

Youtube Instagram VKontakte Dnevnik.ru YaKlass

Welcome to the website
Ust-Kut Lyceum

On the site you can find a lot of useful and interesting information, both for students and parents, as well as for teachers, or even for those who just want to enter the lyceum!

If you are a student and, having left the lyceum, suddenly forgot to look at the schedule, then you can find it below the links:

Website (permanent schedule)

VK group (schedule changes)

You can also learn a lot of interesting things about our educational institution:

Read the latest news

Visit the official museum

View photos

Leave a review in the guestbook