Тема методической работы УО УКМО: Информационно-методическое сопровождение муниципальной системы образования Усть-Кутского муниципального образования как условие повышения качества и доступности образования
Тема года: 2019 - год Театра, 2020 – год народного творчества
План
научно-методической работы МОУ Лицея
на 2019-2020 учебный год
Тема методической деятельности: «Совершенствование научно-методического сопровождения образовательной деятельности в условиях моделирования новой информационно-технологической среды в МОУ Лицее УКМО».
Цель научно-методической работы: повышение эффективности и качества реализации образовательных услуг, определяемых нормативными документами, состоянием и развитием образовательной системы, запросами социума.
Задачи:
Обеспечить условия и процесс качественной реализации педагогами содержания образования.
- Создать условия для непрерывного устойчивого повышения профессиональной, предметной и методической компетентностей педагогов.
- Создать оптимальные условия для оказания научно-методической помощи и сопровождения профессиональной деятельности педагогов.
- Оказывать поддержку в освоении и введении ФГОС основного общего образования.
- Обеспечить программное и научно-методическое обеспечение образовательной деятельности педагогов.
- Осуществить анализ процесса и результатов мониторинга профессиональной деятельности педагогических работников, ресурсов и условий реализации их профессиональной деятельности.
Основные направления научно-методической работы:
- Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.
- Программное и научно-методическое обеспечение.
- Методическое сопровождение инновационной деятельности.
- Совершенствование системы управления методической деятельностью.
- Организация взаимодействия субъектов образовательной среды.
- Мониторинг процесса и результатов профессиональной деятельности педагогов.
I Аналитико-диагностическая деятельность. Цель: получить достоверную и объективную информацию, своевременно выявлять изменения и вызвавшие их факторы для обеспечения научного подхода к организации работы с педагогическими кадрами, их профессиональному развитию и саморазвитию. |
||||||
Сбор информации о кадровом обеспечении лицея. |
август |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр. |
||||
Выявление потребностей педагогических работников в получении конкретных профессиональных знаний и освоении способов деятельности (анализ документации, беседа, анкетирование, наблюдение). |
сентябрь, апрель |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр. |
||||
Работа с документацией с целью получения и анализа информации о результативности работы педагогических работников паспорт кабинета, рабочие программы, тематическое планирование, квалификационные и аттестационные документы, классные журналы, результаты диагностических работ. |
в течение года |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. зам.директора по УВР Швецова М.Б., Помазкина Н.Н. |
||||
Мониторинг процесса и результатов профессиональной деятельности педагогов: анализ посещенных уроков, тематических диагностических работ, итогов полугодия и года, результатов итоговой аттестации, предметных конкурсов и олимпиад, мероприятий по обмену опытом профессиональной деятельности. |
по плану персонального и тематического контроля |
Администрация лицея
|
||||
Составление аналитических отчетов, прохождения курсов повышения квалификации. |
декабрь июнь |
Зам. директора по НМРКалабугина Т.Н. |
||||
Анализ результатов профессиональных достижений педагогических работников. |
июнь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Анализ результатов мониторинга участия во Всероссийской олимпиаде школьников. |
ноябрь, март, апрель |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Анализ и итоги работы научно-методических кафедр. |
май-июнь |
Руководители кафедр, Зам. директора по НМРКалабугина Т.Н. |
||||
Проведение комплексных и интегрированных диагностических работ. |
октябрь, декабрь, апрель |
|
||||
II Инновационная деятельность |
||||||
Цель: выявление и поиск путей решения проблем связанных с переходом на новые стандарты, оказание методической помощи учителям в организации успешного, полноценного преподавания в условиях реализации ФГОС ООО |
||||||
Анализ кадрового обеспечения ФГОС основного общего образования. |
август, декабрь
|
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Разработка индивидуального плана профессионального развития педагога, работающего в условиях ФГОС. |
август |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Диагностика профессиональных затруднений педагогов при реализации ФГОС |
январь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н.,руководители кафедр. |
||||
Консультационная методическая поддержка учителей по вопросам реализации ООП ООО. |
в течение года |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н.,руководители кафедр. |
||||
Обучение педагогов и учителей на курсах повышения квалификации. |
в течение года |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Участие в работе региональных, муниципальных методических семинаров. |
в течение года, по плану |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н.,руководители кафедр. |
||||
Планирование деятельности коллектива по реализации ФГОС ООО. |
по плану |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
2. 2 Оказание методической помощи в реализации инновационной деятельности педагогов |
||||||
Разработка и апробация образовательных программ. |
июнь |
Педагоги, НМС |
||||
Апробация современных образовательных технологий, приемов организации образовательной деятельности обучающихся. |
в течение года |
Предметные кафедры |
||||
Анализ, методических и дидактических материалов. |
в течение года |
Предметные кафедры |
||||
Выработка инструментов для оценивания УУД. |
в течение года |
Предметные кафедры |
||||
Составление методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Расширение информационного пространства учителей, целенаправленная работа по совершенствованию методов и форм проведения уроков. |
в течение года, по плану |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., |
||||
2.3 Информатизация образования Цель: внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, расширение информационного пространства |
||||||
Повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ. |
в течение года |
Зам. директора по НМР, руководители кафедр |
||||
Организация работы по обновлению сайта лицея. |
сентябрь - май |
Администрация, руководители кафедр |
||||
Оптимальное использование мультимедийного оборудования. |
в течение года |
педагоги |
||||
Использование ИКТ при проведении занятий и кружков дополнительного образования, родительских собраний. |
в течение года |
учителя-предметники |
||||
Организация и проведение внеурочных тематических мероприятий с использованием ИКТ. |
сентябрь - май |
Зам. директора по УВР, руководители кафедр, классные руководители |
||||
Создание собственных презентаций, медиауроков, их проведение. |
сентябрь - май |
Руководители кафедр, педагоги |
||||
Составление и хранение отчетной документации в электронном виде. Накопление базы данных по различным сферам деятельности лицея. |
по графику |
Ответственные администраторы |
||||
Цель: выявление талантливых детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию |
||||||
Определение контингента и составление плана работы с одаренными учащимися. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год. |
октябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. кафедры, творческие группы |
||||
Участие педагогов в программе «Одарённые дети» (городские, областные, всероссийские и международные конференции) |
в течение года
|
Учителя-предметники |
||||
Заседание научно-методических кафедр и рассмотрение на них планов работы с учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности (талантливыми и одаренными детьми). |
сентябрь |
Руководители кафедр |
||||
Диагностика потенциальных возможностей детей, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер, степени одаренности с использованием ресурсов психологических служб |
октябрь |
Социально-психологическая служба |
||||
Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады. |
сентябрь-ноябрь |
Зам. директора по НМР КалабугинаТ.Н.,руководителикафедр,учителя – предметники |
||||
Составление заявок на участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады. |
октябрь |
Зам. директора по НМРКалабугина Т.Н. |
||||
Определение рейтинга учащихся, учителей и лицея по результатам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. |
декабрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Подготовка участников регионального и всероссийского этапов олимпиады |
январь-апрель |
Учителя – предметники |
||||
Подготовка и участие учащихся в конкурсах научно-исследовательских работ. |
по плану |
Учителя – предметники |
||||
Подготовка учащихся к городским, областным и всероссийским конкурсам проектно-исследовательских работ школьников, участию в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. |
сентябрь-апрель |
Учителя – предметники |
||||
Организация и проведение лицейской научно-практической конференции «Шаг в будущее» |
апрель |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах |
в течение года |
Учителя – предметники |
||||
Совершенствовать работу научного общества учащихся - создание нормативной и методической базы - организация исследовательской деятельности учащихся |
в течение года |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Создание банка творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов |
в течение года |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н.,руководители кафедр,учителя – предметники. |
||||
Поощрение талантливых и одаренных детей - публикация в СМИ; - подготовка документации на присуждение именной премии Губернатора МО и Президента РФ. |
в течение года |
Администрация Лицея, Совет Лицея |
||||
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка, родителей и учителей. |
в течение года постоянно |
Учителя-предметники |
||||
Внутрилицейский контроль над организацией работы с одаренными детьми.
|
по плану |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
2.5 Программное, научно-методическое и информационное обеспечение профессиональной деятельности. |
||||||
Выявление и анализ потребностей педагогов в научно-методической помощи. |
В течение года |
|
||||
Разработка рабочих программ, календарно-тематического планирования учебных предметов, модулей, элективных курсов. |
Июнь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Подготовка научно-методических рекомендаций по разработке рабочих программ, календарно-тематического планирования учебных предметов, модулей, элективных курсов. |
Май |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Подготовка приказов об утверждении Перечня учебников и рабочих программ, используемых в учебном процессе. |
Август |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
1.Педагогический проект «Урок 21 века» |
||||||
Ресурсы современного урока, обеспечивающие усвоение новых образовательных стандартов. |
февраль |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр, учителя – предметники. |
||||
Метапредметные результаты: что должен знать, понимать и уметь педагог. |
|
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н.,руководители кафедр, учителя – предметники. |
||||
«Методическая работа как фактор развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности». |
|
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н.,руководители кафедр, учителя – предметники. |
||||
2. Постоянно действующий семинар «Дорожная карта» учителя» |
||||||
Осмысление ФГОС ООО /раздел «Общие положения»: Структура стандарта – 3Т. Три требования: 1) к результатам; 2) структуре; 3) условиям. Концептуальные основы: компетентностный и системно-деятельностный подходы; принцип критериального оценивания. «Портрет выпускника основной школы» – становление личностных характеристик. |
октябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Осмысление ФГОС ООО / раздел «Требования к результатам…»: Три группы результатов. Содержание результатов: личностных; метапредметных (межпредметные понятия и УУД, способность их использования на практике); предметных. |
ноябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Осмысление ФГОС ООО/ раздел «Требования к результатам…». Знания и умения, связанные с программой формирования УУД: 1. Умение выявлять и отбирать способы и средства формирования УУД. 2. Знание эффективных форм организации учебной деятельности при формировании УУД. 3. Способность учителя целенаправленно проектировать задания, развивающие/диагностирующие заявленные УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. |
декабрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Осмысление ФГОС ООО / разделы «Требования к результатам…», «Требования к условиям…». Знания и умения, связанные с системой оценки планируемых результатов. Реализация принципов критериального оценивания в практике учителя. Владение способами анализа и интерпретации полученных результатов. |
январь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Знания и умения, связанные с технологиями реализации стандарта: Ресурсы учителя, реализующие требования ФГОС к образовательным результатам: – применение образовательных технологий деятельностного типа (проблемный диалог, продуктивное чтение, проектная технология, постановка учебных задач и др.); – знание основных принципов развивающего обучения; – владение технологией интегрированного обучения; – владение технологией критического мышления. |
февраль |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Осмысление ФГОС ООО / раздел «Требования к структуре программ…»: Ресурсы учителя, реализующие требования ФГОС к образовательным результатам: информационно-методическое сопровождение образовательного процесса (технологические карты тем, информационные карты уроков, картотеки заданий и т.д.). |
апрель |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
2.6 Инструктивно-методические совещания: |
||||||
Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросам порядка прохождения аттестации. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР. Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Нормативно-правовая база и методические рекомендации по проведению Всероссийской олимпиады школьников. |
октябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Модель организации повышения квалификации работников образования, обеспечивающая непрерывность и адресный подход к повышению квалификации. |
ноябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Нормативно-правовая база по награждению педагогических работников. |
декабрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Основы культуры педагогического исследования. Теория и практика обобщения педагогического опыта. |
февраль |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Требования к оформлению Портфолио педагога и учащегося. |
март |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Анализ собственной педагогической деятельности. Оформление необходимых документов для прохождения аттестации |
апрель |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Уточнение плана прохождения курсов, повышения квалификации на 2019-2020 учебный год. |
май |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
III Организационно-методическая деятельность |
||||||
3.1 Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководящих и педагогических работников |
||||||
Перспективное планирование повышения квалификации педагогических кадров для эффективной работы над методической темой лицея |
август- сентябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Заявки на прохождение курсов на 2019-2020 учебные годы. |
сентябрь май |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Реализация целевой программы «Профессиональное развитие педагогического коллектива» |
август |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Планирование работы по темам самообразования. |
сентябрь |
Педагоги |
||||
Участие педагогов в муниципальных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях. |
в течение года |
Педагоги |
||||
3.2 Работа по индивидуальной образовательной программе профессионального развития педагогов. |
||||||
Определение тем самообразования. |
сентябрь |
Все педагоги |
||||
Самоанализ (самоаудит) профессиональной деятельности педагога. |
май |
Все педагоги |
||||
Творческий отчет педагогических работников о реализации индивидуальной образовательной программе профессионального развития педагогов на заседаниях научно-методических кафедр. |
апрель
|
Руководители кафедр |
||||
3.3 Подготовка педагогов к участию в конкурсе «Лучший учитель Года-2019» |
||||||
Выявление уровня профессиональной компетентности и творческого потенциала учителей. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Информирование о конкурсе, пропаганда, объявление, мотивирование к участию в конкурсе. |
октябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям. |
ноябрь-январь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
3.4 Аттестация руководящих и педагогических работников Цель: определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогических работников |
||||||
Корректировка перспективного плана-графика аттестации руководящих и педагогических работников в 2019-2020 учебном году. |
август |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Обновление стенда по аттестации. |
в течение года |
|||||
Планирование работы аттестуемых педагогов на 2019-2020 учебный год. |
август |
|||||
Консультации для аттестующихся педагогов по новой форме прохождения аттестации. |
в течение года |
|||||
Индивидуальные консультации по заполнению заявлений для прохождения аттестации. |
июнь |
|||||
Индивидуальные консультации по оформлению необходимых документов для прохождения аттестации. |
согласно графику аттестации |
|||||
Проведение открытых мероприятий для учителей лицея, представление собственного опыта работы аттестующимися педагогами |
по доп. плану |
|||||
Изучение деятельности педагогов в межаттетационный период.
|
по персональному ВЛК |
|||||
Оформление аналитических материалов по вопросу прохождения аттестации |
апрель |
|||||
Подача заявлений аттестуемых учителей в заявленные сроки |
согласно графику |
|||||
Составление списков педагогических работников, выходящих на аттестацию в 2019-2020 учебном году |
май |
|||||
3.5 Работа с вновь прибывшими учителями и молодыми специалистами Цель:выявить уровень профессиональной компетенции и методической подготовки вновь прибывших учителей и молодых специалистов. |
||||||
Изучение требований к оформлению и ведению документации строгой отчетности (рабочих программ, поурочных планов). |
сентябрь |
Руководители кафедр, зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Выявление методической компетенции и профессиональных затруднений. |
в течение года |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н. |
||||
Консультация по составлению учебной документации: рабочая программа по предмету, поурочное планирование, ведение классного журнала |
сентябрь |
Зам. директора по УВР, НМР, педагог-наставник |
||||
Посещение уроков молодыми специалистами у наставников и коллег лицея. |
в течение года |
Педагоги |
||||
Анкетирование молодых учителей по самообразованию, выявлению затруднений в профессиональной деятельности. |
|
Зам. директора по НМР |
||||
3.6 Научно-методический совет Цель: реализация задач научно-методической работы на текущий учебный год |
||||||
|
август
сентябрь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н.члены НМС, руководители кафедр |
||||
7.Утверждение тематики научных работ учителей и учащихся. Организация консультационной работы с учителями. |
октябрь-ноябрь |
|||||
|
декабрь |
|||||
|
сентябрь |
|||||
|
апрель |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
|
июнь |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
3.7 Предметные кафедры Цель:совершенствование научно-методического обеспечения образовательных программ и роста профессионального мастерства педагогов |
||||||
Организация работы предметных кафедр:
|
август |
Администрация Лицея
|
||||
Планирование работы предметных кафедр. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР Руководители кафедр |
||||
Тематические заседания предметных кафедр. |
|
|
||||
Внедрение ФГОС ООО. Инновационная деятельность учителя. Разработка образовательных программ. Организация научно-исследовательской работы учителей и учащихся. |
август-сентябрь
|
Руководители кафедр |
||||
Подготовка лицеистов к участию в предметных и межпредметных конкурсах, проектных и исследовательских работ. Методология ученической проектной и исследовательской деятельности. Организация предметных олимпиад. |
сентябрь |
Руководители кафедр |
||||
Работа с обучающимися с повышенной учебной мотивацией. |
декабрь |
Руководители кафедр |
||||
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по предмету. Подготовка к ЕГЭ и ГИА. Проблема оценки уровня освоения образовательных программ. |
февраль |
Руководители кафедр |
||||
Роль учебного предмета в системе дополнительного образования. |
апрель |
Руководители кафедр |
||||
Подготовка учителя к аттестации на первую и высшую квалификационные категории. Участие в профессиональных конкурсах. |
июнь |
Руководители кафедр |
||||
3.8 Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта Цель: обобщение и распространение результатов профессиональной деятельности педагогов, повышение творческой активности учителей. |
||||||
Оформление методической «копилки» на личных сайтах учителей и сайте ОО. |
в течение года |
Зам. директора по НМР Калабугина Т.Н., руководители кафедр |
||||
Представление опыта на заседании научно-методических кафедр, городских методических объединений, педагогических совета, методических семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, разного уровня, муниципальном форуме. |
в течение года |
учителя-предметники |
||||
Открытые уроки учителей-предметников с целью обобщения и распространения педагогического опыта (в рамках постоянно действующего семинара и в межаттестационный период). |
согласно графику |
Педагоги |
||||
Посещение конференций, научно-методических семинаров, уроков творчески работающих учителей школы, района, края |
в течение года |
Педагоги |
||||
Подготовка документов для участия лицея в различных конкурсах. |
по доп. графику |
|